Пн-пт: 09:00—19:00; сб-вс: 09:00—18:00
whatsapp telegram vkontakte email

Костюм афины своими руками. Как быстро сделать костюм греческой богини

Мода в Древней Греции и история костюма

«Тончайший ионический хитон Наннион прикрывала синим, вышитым золотом химатионом (гиматием) с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Индии или Персии, тканью хитона, собранного в мягкие складки и защипленного на плечах пятью серебряными булавками » «Таис Афинская» И. Ефремов

Древняя Греция, наверное, у многих ассоциируется с мрамором. Белые мраморные скульптуры античных богов – Афродиты и Аполлона, Зевса и Нептуна, застывшие в мраморе олимпийцы – Дискобол, а также мраморные колонны разрушенных греческих храмов, к примеру, руины Афинского акрополя.

Артемида костюм греков

Артемида из Габий Одета в хитон с драпировкой
Но белым был не только мрамор, белыми были и одежды древних греков. При этом в своих одеждах греки во многом стремились быть похожими на мраморные статуи – считалось, что ни одна складка не должна помяться при ходьбе. Ходить нужно было медленно и плавно, сохраняя царственную осанку. И такую походку греки вполне могли себе позволить.

В Древней Греции были рабы, которые вполне справлялись с повседневной рутиной, что же касается граждан – жителей городов-государств Древней Греции, то они предпочитали проводить время в театрах, на пирах в спорах о литературе и философии или же созерцая и наслаждаясь выступлениями ораторов на центральных площадях городов.

костюм Древней Греции

Ткани для одежды древних греков должны были быть мягкими и эластичными, ведь главная особенность древнегреческого костюма — это драпировки. Греки знали шерсть, и очень часто одежда делалась из тонкой шерсти и льна.

На острове Кос и в Лидии возможно производился шелк. Хлопок греки увидели только во времена завоевательных походов Александра Македонского – хлопчатобумажная ткань была привезена из Индии.

Хитон – мужская и женская нижняя одежда

, кусок льняной или шерстяной ткани, согнутый пополам, с прорезью на сгибе для руки, и сшитый на противоположной стороне, с прорезью для другой руки. На плечах застегивался фибулой, на талии стягивался поясом.

Греки ценили ремесло ткачей. В мифологии Древней Греции богини судьбы Мойры ткут нить человеческой судьбы. Богиня Афина состязалась в ткачестве с Арахной – лучшей ткачихой Греции, и победила ее, выткав однотонную ткань вместо ткани с узорами. К слову, узоры греки не любили, как и пестрые ткани.

Одежды жителей Древней Греции были однотонными – они могли быть синего, зеленого, желтого, красного цветов. Но самым лучшим и любимым оставался белый цвет. И лишь только по низу ткани мог идти небольшой геометрический или же растительный орнамент.

История моды - что нужно знать о костюме Древней Греции

Рельеф работы древнегреческого скульптора Фидия «Водоносы» Одеты в плащи гиматий
Сама одежда также была проста – и мужчины и женщины носили хитоны, а поверх них плащи – гиматии.

Гиматий (гиматион) – древнегреческая мужская и женская одежда, плащ, представляющий собой кусок прямоугольной ткани, драпировался прямо на фигуре человека, застегивался фибулой.

Хитон, как мужской, так и женский, делался из цельного длинного куска прямоугольной ткани — шерстяной или льняной. Ткань сгибалась пополам и подпоясывалась, а на плече скалывалась застежкой-фибулой. Хитон обязательно драпировался. Мужчины носили более короткие хитоны, женский хитон чаще всего был длиной в пол. Низ хитона обязательно подшивался. Считалось, что хитон с не подшитым низом носят только рабы и свободные люди во время траура.


Рельеф «Ника (богиня победы) подвязывающая сандалию»

Женщины помимо хитона еще могли носить пеплос – прямоугольный кусок ткани, который складывался по длине на половину, при этом сверху ткань отгибалась приблизительно на 50 см и, таким образом, получался своеобразный капюшон (данный отворот назывался диплоидий), на плечах пеплос скалывался застежками-фибулами. Особенностью пеплоса было наличие орнамента, его украшали каймой, а также данная одежда не сшивалась и во время ходьбы распахивалась с правой стороны.

Верхней одеждой и мужчин и женщин в Древней Греции был плащ гиматий.

Для того чтобы почувствовать себя древним греком, вам нужно будет взять прямоугольный кусок ткани (1,7 на 4 метра) и попытаться обернуться в него. К слову, грекам надевать плащ помогали рабы, они же затем и укладывали саму ткань гиматия в идеальные складки.

Оборачивались в плащ по разному- гиматий можно было обернуть вокруг бедер, перекидывая один из го концов через руку, накинуть плащ на плечи или же полностью завернуться в него.

Мужчины чаще всего драпировались в гиматий таким образом: один конец ткани собирался в складки и спускался с левого плеча на грудь, остальная ткань находилась на спине и пропускалась под правую руку, затем укладывалась складками и перебрасывалась через левое плечо на спину.


Фрагмент древнегреческого рельефа

Был у греков и более удобный вариант плаща – плащ-хламида, который носили путешественники, а путешествовать древние греки любили. Вспомните хотя бы Геродота, автора первой книги, посвященной истории различных стран и народов, хотя ее вполне можно считать и первым путеводителем для античных туристов.

Плащ-хламида накидывался на плечи, был коротким и украшался орнаментом. Помимо хламиды туристы Античности также носили шляпу-петас- шляпу с широкими полями и завязками под подбородком и эндромиды – высокая шнурованная обувь с открытыми пальцами ног. Такую обувь также носили охотники, богиня Артемида и участники Олимпийских игр, состязающиеся в беге. Обувь хорошо крепилась к ноге и поэтому была удобна.

Хламида – прямоугольный плащ из мягкой шерстяной ткани, одежда воинов и путешественников, покрывающая левую часть тела, скрепленная фибулой на правом плече, длиной немного высшее колена.

Помимо эндромид греки также могли носить крепиды – обувь на толстой подошве, крепящаяся к ноге при помощи кожаных шнурков. Или же котурны — обувь актеров древнегреческих театров, особенностью которой была очень высокая толстая пробковая подошва, что-то вроде прообраза современной обуви на платформе.

Мода в Древней Греции
Краснофигурная вазопись Фигуры одеты в плащи гиматий

Женщины же чаще всего носили обувь из мягкой цветной кожи без каблука. Также женщины в Древней Греции при выходе из дома обязательно должны были покрывать головы – чаще всего на голову накидывали край плаща.


Краснофигурный килик с изображением симпосия Древняя Греция. 490–480 до н. э. Девушка одета в хитон

Украшения в Древней Греции

, в отличие от Древнего Египта, носили только женщины. Единственное украшения, которое могли носить мужчины – это перстни. Также именно гречанки первыми стали активно использовать косметику для украшения, а не в связи с религиозными убеждениями, как это было в Древнем Египте. Да и само слово косметика греческого происхождения. И слово косметика, и слово космос древнегреческие и имеют общее значение – порядок.

Гречанки румянили щеки и красили губы, использовали ароматические масла, однако при этом самым главным правилом макияжа оставалось правило золотой середины. Древние греки считали, что во всем, в том числе и в украшениях, и макияже, нужно придерживаться правила золотой середины и стараться лишь дополнять естественную природную красоту.

Ткани, цвет, орнамент

Статуя типа кора.
Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

«Дама в голубом», танагрская статуэтка

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты

», «
критская волна
», «
бусы
», «
плетенка
», «
меандр
». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Нагота как элемент греческой культуры

Мужская нагота

«Дискобол»
Палестра. Гимнасий. Олимпийские игры.

Нагота воина показывала его бесстрашие перед смертью[3].

Так называемая «героическая нагота»

В иконографии древнегреческих воинов (прежде всего — в изображениях на вазах) очень часто опускается бо́льшая часть доспехов, так что воины предстают почти обнаженными. Дж. Бордмен по этому поводу замечает: «Трудно сказать, насколько это связано с интересом греческих художников к „героической наготе“, насколько — с жаркой погодой, а насколько — со стоимостью бронзовых доспехов»[4]

Обувь

Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы

— сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви —
крепиды
. Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий[1]. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (
персикаи
), а также высокие кожаные или войлочные сапоги —
эндромиды
, закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.

Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

Примечания

  1. Любопытно, что котурны, в отличие от другой обуви, делались одинаковыми для правой и левой ноги; отсюда — презрительное прозвище «котурн», соответствующее русскому «двурушник».
  2. Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquitds grecques et romaines. I, 2. Paris, 1375, рис. 1804-1809. Переводчик и комментатор Фукидида Стратановский сообщает, что кробил можно видеть на вазах, и даёт ссылку: Buschor E. Greek Vase-Painting. Munchen, 1956, frg. 96, 106, 107.
  3. У соседних с эллинами племен и народов — фракийцев, галлов, славян, германцев нагота в бою также означала бесстрашие и презрение к смерти. означала ЖИЗНЬ: Обнаженная армия беспощадно разила врагов
  4. Цит. по: Алексинский Д. П. Еще раз о «героической наготе» // Исседон : альманах по древней истории и культуре. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — Т. 2. — С. 45-53. (Проверено 24 сентября 2011)

Немного божественной сущности

В качестве основы для костюма греческой богини вы можете использовать любой из разновидностей хитона. Прелесть этого наряда в том, что делать его просто, носить удобно, а смотрится он со всей средиземноморской легкостью и изяществом.

Для этого хитона вам потребуются:

  • однотонная ткань — белая, фиолетовая, зеленая, бежевая или голубая;
  • золотая широкая тесьма с греческим орнаментом;
  • золотая круглая тесьма для пояса;
  • две броши;
  • клей по ткани.

Ширина ткани при средней упитанности богини должна составлять 115-135 сантиметров, длина ткани зависит от того, сколь длинный хитон вам нужен. Слишком короткие модели для женщин выглядят не слишком аутентично, но ведь вы делаете костюм греческой богини, решившей явиться на вечеринку XXI века, так что решайте сами!

Приклейте по подолу выбранную золотую ленту. Во-первых, это весьма исторично — древние греки носили не подшитые подолы только в знак траура. Во-вторых, это очень красиво. А с помощью клея сделать это будет совсем не сложно. Тесьму можно также располагать по всем сторонам будущего хитона.

Теперь закрепите брошами хитон так, как это показано на рисунке — сначала соединив свободные углы, а затем подколов ткань округ обернутого плеча. Степень запаха вы можете выбрать сами, однако мы настоятельно рекомендуем даже при самом сильном запахе надевать под импровизированный хитон плотное, подходящее по цвету белье.

Теперь возьмите круглую золотую тесьму и хорошенько препояшьте хитон, сделав небольшой напуск.

Ссылка на основную публикацию
Похожее